В сети есть масса статей, описывающих историю возникновения породы эпаньол-бретон во Франции. Я же опишу историю моей породы, той, к которой пришел и которой придерживаюсь в настоящее время. Возможно, это кому-то будет интересно, т.к. более сильных собак в последние годы — не встречал. И вот об этих собак я напишу здесь. Начнем с Keranlouan.

Питомник Karanlouan

Это, наверное, самый известный питомник в мире бретонов. Можно сказать, что нынешний тип собак — это так или иначе собаки keranlouan. Рассвет его пришелся на деятельность Гая Морена (Guy Morin) — его владельца. Известность он получил, не в последнюю очередь из-за того, что после Второй Мировой Войны к существующим на то время собакам была подлита кровь английского сеттера, что значительно улучшило их рабочие качества (именно Гай Морен в своем питомнике Keranlouan сделал такое межпородное скрещивание). Основное обстоятельство, побудившее подлить кровь сеттера, по мнению сына Гая — нынешнего владельца питомником — Патрика Морена — это закрепление секундировки и более «качественной» стойки. Но есть мнение, и я его сторонник, что попросту французские собаки ничего не могли показать на международных мероприятиях CACIT — состязаниях по куропатке — т.к. попросту не были заточены под этот вид дичи, вероятно, они просто были не так быстры, как требовалось. Я напомню, что в провинции Callac, где находится Keranlouan, местность и дичь далеки от степей, где можно было бы хорошо отбирать бегущих собак. Прежние собаки были для работы, в большей степени, по вальдшнепу. Поэтому, вполне логично, что они попросту «не тянули» на серьезных пусках. И этот эксперимент вполне удался. Собаки Keranlouan начали выигрывать, а сам питомник стал отождествляться с породой эпаньол-бретон, как копания Xerox с копировальными машинами. Подлитие крови английского сеттера в Keranlouan делали, как минимум, два раза. А точную информацию об этом – не скажет никто. Но следует признать, что данное обстоятельство благоприятно подействовало на рабочие качества эпаньолов. Титулы, которые были получены собаками питомника, сильно продвинули и раскрутили завод по производству бретонов. После эпохи Гая Морена управление Keranlouan перешло к его сыну – Патрику. Популярность собак завода сделали свое дело. И если Гай Морен нещадно браковал собак, которые имели хоть какой-то признак для отбраковки, коммерческая составляющая победила Патрика. Его книга «Секреты Керанлуанов» описала его позицию и оправдание собственный действий по выбраковке собак. По сути – это аргумент тому, почему Керанлуаны начали появляться робкие, психованные и т.п.

Однако ему удалось «раскрутить» питомник до такого состояния, что запись на щенков достигла года, в ожидании купить щенка. И этот факт, не в последнюю очередь, вероятно, послужил причиной сбыта тех особей, которых следовало бы отбраковать. Поэтому сейчас собаки Keranlouan не блещут на осенних и весенних пусках CACIT в Европе. И все же, Keranlouan эпохи Гая Морена, несомненно, сильнейший завод, который создал современный тип бретона. На базе бретонов этого питомника были построены собаки De Plain de Marat, De Saint Lubin, Di Val Grossa, De Source Clarice, De Sous Les Viviers, Dei Tre Monti, Fiorindo и многие, многие другие. По сути, в крови любого сегодняшнего эпаньол-бретона течет кровь Keranlouan.

Rudolfo Pellegrinotti

Маэстро Рудольфо Пеллегринотти с собаками своего питомника

Аналогично тому, как итальянцы сформировали, улучшили английского пойнтера в середине 20 века, так же и Рудольфо Пеллегринотти поступил с французским эпаньол-бретоном. Взяв за основу собак эпохи Гая Морена из Керанлуан, Пеллегринотти вывел своего бретона. Он вывел отдельный тип, обладающий феноменальными рабочими качествами: скорость, напор, чутье. Все качества, которыми может обладать легавая собака, Рудольфо гипертрофировал до совершенно немыслимого состояния. Эти самые маленькие легавые собаки в исполнении Пеллегринотти могли, несомненно, конкурировать не только с другими бретонами, но и практически с любыми другими породами, включая островных. Сам этот факт просто фантастический. Но есть у этого и обратная сторона. Путем неизвестных для нас скрещиваний, Маэстро Рудольфо весьма сильно изменил фенотип бретона. Его собаки совершенно аутентичны, но находятся, скорее, как порода внутри породы. Неудивительно, что французы до сих пор так и не признали величие этих бретонов. Была получена целая плеяда известнейших собак: Rambo, Cuma, Odette и конечно великий ERIK, кровь которого работает и до сих пор в современных эпаньолах, в том числе и моих. Явление Рудольфо Пеллегринотти для фанатов породы – это сродни появлению Марадоны в футболе. Оно значило гораздо больше, нежели сам факт получения классных собак. Это новый уровень, виток в развитии не только эпаньол-бретона, но всех пород седьмой группы.

Рудольфо Пеллегринотти в поле

De l’Ardour — Geeske Veenendaal

Гиски Веендааль с типичным Ардуровцем на руках

Гиски Веендааль долгое время строила породу в Бельгии на основе собак Keranlouan. Она долго занималась бретонами и сформировала свой взгляд на них. С середины 70-х годов 20 века Гиски активно работала над улучшением собак, которые легли в основу ее линии. Для себя она определила ряд основных качеств, как по работе, так и по фенотипу. Собаки ее питомника – это только рабочие бретоны для охоты и состязаний. Никаких шоу! По фенотипу она выделяла следующие качества: короткий формат и крепкая спина. Эти два фактора обеспечивали в собаках De l’Adour стиль. И хотя в питомнике всегда были сильные собаки – рассвет его и всемирная известность пришла после того, как Гиски подлила кровь своим ардуровцам. А подлила она их – собаками Пелллегринотти. Двух своих сук – Vieara и Vedette — она вяжет с ERIK DEI PELLEGRINOTTI. В результате получился целый ряд сильнейших бретонов (Clint De l’Adour, Cyclon De l’Adour — оба чемпиона Европы 2011 и 2012 годов, Cirocco De l’Adour), которые задали новый вектор породе, улучшив тип как самого питомника, так и собак Пеллегринотти, взяв от них лучшее, при этом сохранив свой формат. Отличительной чертой адуровцев, кроме прочего, является большой процент бесхвостых бретонов в помете. Этому Гиски уделяла большое внимания, держа нос по ветру с европейскими веяниями по купированию хвоста. Половина ее бретонов в помете рождалась куцехвостыми, не требующими процедуры купирования. В 2006 году питомник переезжает во Францию, где лучшие условия для подготовки собак. Гиски не жалела средств на то, чтобы ее бретоны были в числе лучших в мире. Очень печально, что в 2011 году она трагически ушла из жизни, ведь, по сути, работа с лучшими собаками была только в разгаре. Ей, несомненно, удалось оставить след в кинологии. Вот что о ней написал Роберт Ягерски – ее партнер:
До последнего дня своей болезни она боролась за возможность снова выйти в поле со своими любимыми бретонцами. Она слишком недолго наслаждалась жизнью во Франции. Гиски жила для своих собак. Полевые соревнования и охота были ее большой страстью. И не без результатов. Ее щенки завоевывают множество призов по всему миру.

На фото: слева — маэстро Рудольфо Пеллегринотти, справа — Гиски Веендааль

Bretonique Style – Андрей Власенко

PEP Bretonique Style

Украинский заводчик продолжил работу Гиски и Рудольфо. Андрей Власенко, также, как и большинство фанатов, полностью отдан породе. Ему удалось из питомника De l’Adour, после смерти Гиски, выкупить щенков, которые стали производителями. От них, а также от других бретонов из рабочих заводов, получилась целая группа сильных собак Bretonique Style. Например, Pep Bretonique Style долгое время был самым рейтинговым бретоном в мире. Его высокий уровень оценили многие авторитетные заводчики Европы. Еще несколько лет назад на постсоветском пространстве победителями и призерами серьезных состязаний становились, в основном, только собаки Андрея. А теперь – это их дети и внуки уже под другими заводскими приставками.

После выигрыша семи CACIT-ов в Португалии — Чемпион Португалии PEP Bretonique Style с кондуктором Jorge Picarra

Вот именно эти собаки, которые имеют, надеюсь, понятное происхождение и большую историю, обратили на себя мое внимание. Отдаю должное как заводчику, так и тем, кто создавал эту породу (внутри породы) и работал с ней до него. Очень сложно работать с тем материалом, который в своем большинстве, тяжело улучшить. Это говорит о том, что люди, положившие всю свою жизнь для создания этих собак обладали мастерством заводчиков и вкусом художников. Они гармоничны и сбалансированы: начиная от форм и заканчивая рабочими качествами, повадками и характером. В эту породу вряд ли можно что-то добавить, но главное сохранить и дать возможность проявить себя тем собакам, кто этого достоин.

Marcel Bretonique Style, Steppe Bretonique Style, Fanny Bretonique Style